The Value > Featured > Я — гик, или как стать самым красивым Дартом Вейдером

С 1 по 4 октября в Москве пройдет уже второй Comic Con Russia. Фанаты комиксов, научной фантастики, фэнтези и других пластов поп-культуры вновь соберутся вместе. В этом году на фестиваль приедет много «звёзд»: Альфи Аллен из «Игра престолов», Энтони Дэниэлс (дроид C-3PO из «Звёздных войн»!), Саммер Глау из «Светлячка» и легендарные авторы не менее легендарных комиксов Трина Роббинс и Джим Саликруп. Мы решили рассказать об этом культурном феномене, собирающим под своей крышей тысячи любителей субкультуры.

Фото участников Comic Con Russia в Москве, 2014 год

Фестиваль посетило более 157 тысяч человек

Comic Con — это, своего рода, выставка индустрии развлечений. Компьютерные игры, кино, сериалы, мультфильмы, книги и, конечно, комиксы здесь оживают.  На несколько дней какой-нибудь культурный центр превращается в параллельную Вселенную. Где два Капитана Америка увлеченно играют в мини-гольф, а три Бильбо Беггинса не менее увлеченно за их игрой наблюдают. Мимо, фотографируя каждый сантиметр, проходит семейка Симпсонов, а Фрай из Футурамы читает новый комикс о Росомахе.

И всего этого, возможно бы и не было, если бы в 1970 году в Сан-Диего Шел Дорф, Ричард Альф, Кен Кругер и Майк Тоури не положили бы начало легенде. Они основали первый международный ежегодный фестиваль San Diego Comic-Con International. Благодаря программе фестиваля можно полностью окунуться в любимый мир, стать его частью. В программу всегда включена выставка комиксов, научной фантастики, фэнтези, кино, популярных сериалов и телепрограмм, мультипликации, анимэ, видеоигр. А так же лекции, всевозможные шоу, кинопоказы, автограф-сессии со «звёздами» поп-индустрии, презентации новинок и, наверное, самое зрелищное —  конкурс косплей-костюмов.

Фото с Комик-Кона в Сан-Диего, 2015 год

Комик-Коны могут посвящаться поп-культуре  в целом, а могут быть и совсем конкретизированными. Например, Комик-Кон сериала «Сверхъестественное». В любом случае, эти фестивали посещают истинные поклонники. Ярые поклонники, которые основали собственную культуру — культуру чтения комиксов.  Их называют гиками. Это открытые, общительные люди с живым умом и вот такой вот страстной увлеченностью. Не так давно их считали потерянными для общества — неопрятными, асоциальными фриками. Но то ли гик стал не тот, то ли отношение к нему изменилось. Вот сидели они в одиночестве, собирая лего и читая комикс о Человеке Пауке, пока их образ жизни вдруг не стал считаться крутым. Жанры культуры, которые раньше были неизменно гиковскими, становятся массовыми, а фильмы студии «Марвел» кассовыми. Разбираться в тонкостях сериала «Доктор Кто» или знать клингонский язык теперь не признак поехавшей крыши, а признак наличия индивидуальности. Такая резкая перемена во взглядах произошла во многом благодаря, ставшему уже культовым, сериалу «Теория большого Взрыва». Герои которого и есть те самые гики.

На Западе эта перемена произошла уже давно. К людям, проводящих большую часть жизни за просмотром сериалов или за видеоиграми и, зачастую, переоценивающих их важность там относятся как к неким забавным чудакам, взрослым детям, но вполне себе дееспособным и социально-приспособленным. В России же фанат комиксов или толкинист — это обязательно что-то болезненное и ненормальное. Более того, для большинства россиян чужды такие слова как, гик, кидалт или косплеер, а комиксы — это западная недолитература.  И только за последние пять лет гик-культура в России начала приобретать в глазах общества позитивный окрас. А в течение последних двух лет вообще стала мейнстримом. Не понятно только хорошо это или плохо.

«А вместо икон, постеры сериала Стар Трек»

Если вы любите какой-то сериал, у вас есть пара футболок с символикой этого сериала, вы ездите на различные фестивали и выставки,то будьте готовы к тому, что вас будут считать одержимым и подверженным эскапизму человеком. Но далеко не у всех посетителей Комик-Кона жизнь превратилась в подражание любимому вымышленному миру. Хотя таких предостаточно.

Такие люди полностью погружают себя в мир комикса или сериала. Их реальность сливается с реальностью вымышленной. Интерьер своего дома они обустраивают так же, как и в доме любимых героев. Всё, от постельного белья до зубной щётки, с изображением известных сцен, заставки или лейбла. То тут, то там можно наткнуться на тематическую атрибутику: стул со съемок пятой серии второго сезона или шторы, засветившиеся в одной из эпизодических сцен. Всё это, в основном, приобретается на интернет-аукционах и стоит немалых денег. Да и сам фанат как ходячая реклама — одежда и аксессуары с портретами героев и как у героев. В общем, вся жизнь «по мотивам сериала». Более того, человек-фанат разговаривает как герои, мыслит так же и даже приобретает их черты характера. Истинная личность при этом слабеет, а в некоторых случаях и вовсе атрофируется. Конечно, это пример худшего развития событий. Обычно фанаты не столь одержимы. Здесь, как и в любой сфере, всё зависит от контекста и всё очень субъективно. То есть у каждого свой коэффициент фанатизма. И в большинстве случаев он не так пугающе велик, как представляется людям.

Ещё одна причина головной боли у гиков — это теория о том,что все они марионетки в огромном мире капитализма. Что все медиа-холдинги существуют лишь для того, чтобы содрать деньжат с наивных фанатов. Но странно распределять компании на те, которые работают только ради прибыли и на те, которые работают ради идеи и бесплатно. Звучит как-то примитивно. Как минимум, это всегда симбиоз обоих бизнес-порывов. И это естественно, что компании, продающие игрушки Симпсонов или Миньонов, хотят заработать. Для того они и существуют. Но, с полной уверенностью могу сказать, что почти все основатели таких компаний сами когда-то были и до сих пор остаются такими же фанатами, как и  их клиенты.

   kK2jL4eMYDI

— Вы правы. Даже не осознавая этого, я позволил женщине изменить мою личность.

— Шелдон, у тебя не было никакой личности. Был только набор любимых сериалов.

© Теория большого взрыва

Западный шлак или шанс освобождения?

В душах россиян, идеология толерантности и равенства такого явления как Комик-Кон борется с генетической нелюбовью ко всему западному. А все комиксы, фильмы, мультфильмы и всё, что может привлечь такое огромное количество фанатов, идёт с Запада или с Востока. Но никак не отечественного производства. Вечная антизападная пропаганда любого любителя комиксов заставляет чувствовать себя изменником родины. А в свете последних событий, футболка, например, с изображением Железного Человека легко может стать причиной драки.

Но несмотря на всё это, фестивали и Комик-Коны, как мне кажется, в России займут своё место и будут набирать популярность. За счёт людей, просто желающих отдохнуть и повеселиться, и за счёт людей, желающих стать частью субкультуры.